Наречение имен

Наречение имен
         у греков Н. и. происходило на десятый день после рожд. Греки имели только личные имена, к к-рым, однако, для лучшего различия прибавлялось имя отца либо в генитиве, либо в поэтич. контексте, с добавлением аффиксов. Семантика имен была связана с древ. аристократич. идеалами славы, войны, силы. Были распростр. также имена-посвящения, производные от имен и произвищ богов (Геродот, Аполлодор). Как правило, считалось желательным передавать имя или его составную часть по наследству.
         Часто внук носил имя деда (так, отца и сына Перикла звали Ксантипп). В эпоху эллинизма сын часто получал имя отца, отдельные случаи такого рода встречаются и раньше (Демосфен, сын Демосфена). Для более точной индентиф. к имени могло присоед. сведение о происхожд. лица, т.е. о городе, гражданином к-рого оно явл. (этника). В Афинах во время правл. Клисфена добавлялось также указание на дем. происхожд. (демотика). Рабы имели одно имя, внутр. форма к-рого указывала на несвободное положение и на происхожд.
         Римляне, через этрусское влияние, восприняли индоевроп. систему имен, восстанавливаемую по сохранивш. древнейшим надписям. Каждый римлянин имел в раннюю эпоху два, а позднее часто три имени: личное имя, родовое имя и наследств. прозвище. Это последнее могло отражать к.-л. признак внешности, хар-ра, указывать на происхожд. предка и передавалось по наследству внутри фамилии. Иногда прозвища могло не быть. Запас личных имен был крайне скуден (три из них представляли собой просто имена числительные). Всего имелось 19 имен всегда писавш. в сокращении: (Авл) — А., (Аппий) — Апп., (Гай) — Г., (Гней) — Гн., (Децим) — Д., (Флавий) — Ф., (Кезон) — K., (Марк) — М., (Маний) — М., (Мамерк) — Maм., (Нумерий) — Н., (Публий) — П., (Квинт) — Кв., (Секст) — Сек., (Сервий) — Сер., (Спурий) — Сп., (Тит) — Т., (Тиберий) — Тиб. К трем рим. именам иногда добавлялось еще одно личное имя. Имена могли передаваться посредством усыновления. Женщины носили родовое имя, иногда с уточнением: старшая, младшая, третья и т.д. Иногда у женщин встречались личные имена. В эпоху Империи женщины носили также родовое имя и фамильное прозвище отца. Вольноотпущенники принимали личное и родовое имя своего бывшего владельца, в кач-ве прозвища бралось прежнее, рабское имя. В императорском Риме, в особенности в знатных фамилиях, принято было иметь очень длинную цепочку имен, к-рая, за неудобопроизносимостью, заменялась к.-л. прозванием. Рим. структура имени: «личное имя — родовое (фамильное) имя» — принята в новое время у большинства народов. В наше время древ. римлян называют либо по прозвищу (Цезарь), либо — реже — по родовому имени (Вергилий).

Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. . 1998.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Наречение имен" в других словарях:

  • Наречение имен —         У греков Н. и. происходило на десятый день после рождения. Греки имели только личные имена, к которым, однако, для лучшего различения прибавлялось имя отца либо в генитиве, либо в поэтич. контексте, с добавлением аффиксов ides, ios,… …   Словарь античности

  • Ирадж — Эрадж (Иредж, Ирадж, также Airij, Airik) герой иранской мифологии и эпоса, младший сын царя Феридуна и эпоним иранцев. Содержание 1 Образ в ранних источниках 2 Образ в «Шахнаме» …   Википедия

  • Клеваев, Вадим Михайлович — Вадим Клеваев Род деятельности: Искусствовед, художественный критик, преподаватель Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАОМА) …   Википедия

  • СТРУКТУРАЛИСТСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ — исследование библейского текста с помощью методов, выработанных структурализмом. Структурализм как сумма воззрений сложился во Франции в 60–е гг. 20 в., но имел ряд предшественников, в т. ч. и в отечеств. науке. Согласно взглядам ведущего совр.… …   Библиологический словарь

  • БЕСТИАРИЙ — Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5) Наречение зверей (Быт 2.19). Миниатюра из Бестария. Кон. XII в. (ГПБ. Лат. Q. v. V. I. Fol. 5) [лат. bestiarium, bestiarius], средневек. жанр лит ры,… …   Православная энциклопедия

  • ИМЯ БОЖИЕ — [евр. , ; греч. ὄνομα τοῦ θεοῦ]. И. Б. в книгах ВЗ Ветхозаветное понимание смысла и значения имени коренным образом отличается от совр. употребления имен. В ВЗ к имени относились не просто как к опознавательному знаку или названию, но как к… …   Православная энциклопедия

  • Русское личное имя — Святцы (Печатный двор, 1646 год) …   Википедия

  • ИМПЕРАТОР — [лат. imperator, от impero повелевать; в Византии со 2 го десятилетия VII в. в связи с отказом от латыни как офиц. языка имп. титул imperator заменяется греч. βασιλεύς; слав. «царь» от καῖσαρ], монарх, титул главы гос ва (империи). В Зап. Европе… …   Православная энциклопедия

  • ИМЕНА — И. в мифологии обозначают наиболее существенную часть мифологической системы персонажей мифов. Специфика мифологических текстов такова, что мифы без И. практически не существуют (исключая реконструкции мифов на основе памятников изобразительного… …   Энциклопедия мифологии

  • Ономатет — (др. греч. ὀνοματοθέτης  создатель или творец наименований)  представление мифологического или философского образа божества или человека, дающего и устанавливающего имена всему сущему, либо отдельным предметам или живым существам.… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»